Как построить мост без бумажных чертежей?

Самый длинный в мире мост Randselva Bridge в Норвегии – грандиозный пример плавного перехода к строительству на основе BIM.

В этом году лауреатом конкурса Tekla Global BIM Awards стал мост через реку Randselva в Норвегии — самый длинный в мире мост, спроектированный и построенный с помощью технологии информационного моделирования без использования бумажных чертежей.

Есть что-то символическое в мосте, соединяющем два участка суши. Мосты, соединяющие берега и людей, являются символом непрерывного развития человечества. Многие мосты, как вехи эволюции инженерной мысли, стали памятниками определенной школы или эпохи.

Норвежский 643-метровый мост через Randselva станет именно такой вехой. Проект самого длинного в мире моста, построенного с использованием только 3D-моделирования без единого бумажного чертежа, стал главным лауреатом конкурса Tekla Global BIM Awards за 2020 г.Смыкая границы между традициями и современностью, этот проект знаменует собой очередной шаг всей строительной отрасли к высокопроизводительному и экономичному будущему.



Общеевропейский проект

Мост Randselva, строительство которого должно быть завершено в 2021 году, возведен через одноименную реку возле города Хёнефосс, примерно в 60 километрах к северо-западу от Осло. Промышленный центр Хёнефосс расположен недалеко от трансъевропейской трассы E16.

Е16 – важная транспортная артерия, которая берет начало в шведском городе Евле и проходит с востока на запад через Норвегию и продолжается в Шотландии и Северной Ирландии через паромные маршруты. Строительство моста Randselva является частью более крупного проекта Норвежская администрация автомобильных дорог по модернизации участка трассы E16.

Вполне логично, что мост, как часть трассы, которая проходит через несколько европейских стран, должен быть построен общеевропейской командой. Поэтому подрядчиком является норвежская строительная компания PNC, проектировщиком — португальская инженерно-строительная фирма Armando Rito Engenharia, а моделированием занимались эксперты по BIM из Дании, Финляндии, Норвегии и Польши, работающие в шведской инженерной компании Sweco. Специалисты компании Sweco создали модель моста в ПО Tekla Structures и использовали инструмент совместной разработки Tekla Model Sharing для одновременной, хорошо скоординированной работы.



Оригинальная конструкция. Изящество и прочность

Внешний вид моста достоин восхищения. Над рекой и лесом на фоне неба изящно изгибаются две плоскости, достигая высоты 55 метров в самой высокой точке. Конструкция моста из сбалансированных консолей на основе бетонных полых балок лежит на шести опорах высотой от 5 до 42 метров. Более 200 000 стержней арматуры и 200 этапов монолитной заливки бетоном.

Одна из проблем проектирования, заключавшаяся в сильно удлиненной геометрии моста, была решена применением параметрического моделирования. Усиленное армирование и более 200 тросов предварительного натяжения делают некоторые участки очень сложными для проектирования. Каждый объект в информационной модели моста Randselva содержит около 50 информационных атрибутов, образуя огромные массивы данных, которые невозможно отразить в двухмерных чертежах.

Около 95% всей информации передается подрядчику в виде IFC-файлов. Поскольку ПО Tekla Structures маркирует всю арматуру в соответствии с этапом ее заливки, подрядчик может получать параметры гибки арматуры из этих файлов по мере необходимости. В то же время функция автоматического обнаружения коллизий гарантирует пригодность конструкции для строительства. Всё это помогает устранить ошибки на начальном этапе, позволяя экономить время и деньги при строительстве.



Скандинавские страны лидируют в области 3D

Фактически, именно владелец проекта — Норвежская администрация автомобильных дорог — рекомендовал использовать информационное моделирование при строительстве моста. По предыдущим проектам было замечено, что применение BIM-моделей значительно сокращает количество запросов на внесение изменений по ходу строительства. С тех пор, как в 2016 году норвежские власти начали принимать такие проекты, сложилось тесное сотрудничество с различными представителями отрасли. Благодаря чему Норвегия сегодня является мировым лидером по реализации проектов, не требующих чертежей (на втором месте — Финляндия).

Каждая бригада, работающая на объекте Randselva, оснащена планшетами для оперативного доступа к BIM-модели. Благодаря использованию платформы для совместной работы Trimble Connect бригада на объекте может общаться и обмениваться данными со специалистами по моделированию и другими участниками проекта в любое время. Чтобы информация в виде 3D-модели была понятна всем, члены бригады, обладающие навыками работы с компьютером, работают в команде с теми, кто привык к более традиционным способам, таким как чертежи.

РЕЗУЛЬТАТ

  • Успешная реализация совместного проекта общеевропейской команды

  • Передача подрядчику 95% всей информации в виде IFC-файлов

Читайте другие проекты

Посмотреть все проекты